Закон о едином нотариальном тарифе был
принят Госдумой во II и III чтениях и одобрен Советом Федерации РФ всего за неделю и вызвал бурю обсуждений в нотариальном сообществе. Нотариусы переживают, что после вступления в силу изменений (закон вступает в силу 1 октября 2023 года) они не смогут осуществлять содержание и функционирование своих нотариальных контор, платить зарплату своим сотрудникам и обеспечивать достойный уровень жизни и себе и своим помощникам.
Как указано в
законе, региональный тариф, который заменит по сути услуги правового и технического характера, будет учитывать величину прожиточного минимума на душу населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Однако на сегодняшний день, предельный размер услуг УПТХ также зависит от величины прожиточного минимума в субъекте РФ. Согласно
Порядку определения предельного размера платы за оказание нотариусами услуг правового и технического характера (утв. решением Правления ФНП от 24.10.2016), формула расчёта услуг правового и технического характера представлена как произведение величины прожиточного минимума в субъекте на коэффициент сложности нотариальных действий и на количество нотариальных действий.
Более того, в принятом законе не указано, что прожиточный минимум - это единственный показатель , который должен учитываться при расчёте регионального тарифа.
Поэтому, что конкретно будет меняться с этим законом (кроме того, что ответственность за установление ценообразования нотариальных действий будет делиться между ФНП и Минюстом РФ), на данный момент не понятно.
Очевидно, что для того чтобы цель указанного закона всё-таки была достигнута, должна быть разработана совершенно новая и экономически обоснованная формула расчёта регионального тарифа.
27 декабря 2022 года в
телеграм-канале издания «Говорит Нотариат» был проведён
опрос, в котором мы поинтересовались у наших читателей, каких изменений в стоимости нотариальных услуг они ожидают после вступления в силу закона о едином нотариальном тарифе. В опросе приняло участие почти 1600 респондентов. 37% опрошенных считают, что стоимость где-то уменьшится, где-то увеличится; 23% не ожидают никаких изменений; 21% считают, что произойдёт уменьшение стоимости; 19% ожидают подорожания нотариальных услуг.
Обратите внимание, что если сложить варианты "подорожают" и "ничего не изменится", то мы увидим, что 42% считает, что ничего страшного не произойдёт. Таким образом, почти половина опрошенных считает, что эта реформа либо ничего не изменит, либо даже улучшит положение дел нотариусов.
Также в чате, который функционирует при телеграм-канале «Говорит Нотариат», после обсуждения и принятия в Совете Федерации закона о едином нотариальном тарифе возникла бурная дискуссия на данную тему. Судя по комментариям, редакция полагает, что оставляли их нотариусы и помощники. Вот наиболее интересные из них:
«Что депутаты, что клиенты вечно ноют, что у нотариуса всё дорого. Предложите Матвиенко финансировать нотариат, и будут цены согласно НК. Но на такое же не пойдут. У всех нотариусов доход разный, и большинство работает не в крупнейших городах и икру, как многие думают, на завтрак, обед и ужин не едят. Хватает на обеспечение деятельности, уплату налогов и з/п сотрудников, да на обычную жизнь без пиршеств и пафоса. Посчитала бы она лучше, сколько налогов поступает от нотариата, да сравнила бы, например, с адвокатами да риэлторами».
«На моей памяти это первый случай, когда чиновник такого уровня обращает внимание на тему конкурсов на вакантную должность нотариуса. И с трибуны призывает проводить их "по-честному". Значит, владеет информацией, с которой не поспоришь. Интересно, кто ей передал фактуру?»
«Ключевой вопрос, как теперь Минюст будет «утверждать» тарифы? Когда это будет, в какие сроки? Представим, каждая палата произвела расчёты с учётом прожиточного минимума и других факторов, притащила талмуд, а Минюст говорит: «Нет, ребята, что-то вам слишком много, жируете. Режьте!». Срезали, ужались, опять принесли - маловато будет! И что, пока не договорятся, работать нельзя?»
«Статистика не учитывает колоссальный разрыв в доходах в одной и той же палате. Сенаторы смотрят на легальных миллионеров из областных центров, но не берут в расчёт основную массу сельских и периферийных нотариусов. Они собирают 200-300 грязными в месяц, на которые нужно содержать контору, платить зарплату 1-2 сотрудникам, налоги, взносы, страховку, канцелярию и многое другое. С кем из таких общаюсь, в ноябре все сильно провалились. Если им всё подрежут, проще закрыться».
«Мне кажется, нотариату придётся перестраиваться и принимать локальные акты на уровне палат для «выравнивания» доходов. Богатые обязаны поделиться с бедными, иначе всем не сохраниться».
«Каждая палка в евклидовой геометрии имеет два конца, а стаканы наполовину полны. Есть нечестные конкурсы? Бывают, но в целом всё нормально, обеспечивается надлежащая преемственность, просто отдельные громкие беспредельные случаи шокируют. Есть жирующие? Есть, но основная масса ведь не шикует. Смотря с какой стороны на что посмотреть».
«Сегодня общался с одним периферийным нотариусом, она работает одна, живёт скромно, сказала мне следующее. Говорит: «Я всё равно останусь в этой профессии, потому что это моё любимое дело. Я себя без нее не мыслю и не ощущаю. Даже если вернут совок и госнотариат, буду работать госом, не уйду». Если и срежут тарифы, возможно, в этом будет и положительный момент. Нотариат очистится от временщиков. Уйдут рвачи и хапуги, которые ломятся сюда за деньгами. Уйдёт мутная молодежь, работающая по принципу "чего изволите". Свалят вечные президенты, которые заработали себе на всю жизнь и потеряли интерес. Останутся истинные фанаты этой работы».
«По поводу конкурсов очень актуально! Видимо уже такое безобразие творится, что аж публично замечание сделали».
«Мне кажется, что у Матвиенко что-то личное к президенту ФНП».
«Интересно, а наши законодатели не считают, что тарифы на коммунальные услуги сильно завышены из-за монополии компаний, и люди тратят на них почти всю свою зарплату? Может быть, пора в этой сфере навести порядок? Этот вопрос для граждан гораздо важнее, так как они каждый месяц несут это бремя расходов».
«Хорошо рассуждать про доходы нотариата, ни дня не проработав в нем. И не просто в конторе города-миллионника, а, например, в городке на Камчатке или в каком-то селе. Вот где самый-то жир. Блин, аж шкворчит там».
«Давайте тогда отказываться от содержания архива, от передачи документов на регистрацию, от описей дел, чтобы сократить штат, уменьшить размер членских взносов. Мы стараемся на себя брать многие вопросы нам несвойственные, но из-за этого для законодателей лучше не становимся».
«Почти под каждым словом Матвиенко я подпишусь. Закономерный итог всей деятельности - крах всего института. Прав пишущий, рекомендующий отставку телепортационному офицеру».
«Какое замечательное заседание! Очень мне напоминает заседание правления нотариальной палаты! Полезно иногда быть на месте того, кого отчитывают, как мальчика. А пока у Валентины Ивановны не остыл интерес к теме коррупции в конкурсах на вакантные должности, у кого есть факты и смелость, пишите ей в электронную приёмную».
«Одним из самых зевотных трюизмов партийного всеобуча в СССР было ленинское “Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя” (из статьи «Партийная организация и партийная литература»). Этот трюизм исчерпывающим образом определяет смысл обязательного к просмотру всеми нотариусами и помощниками РФ главного нотариального события уходящего года - баттла “Госпожа Матвиенко VS Корсик”, этого обстоятельного, неторопливого, продуманно-спланированного и чувственного избиения младенца. В чем побиваемый безусловно преуспел за время своего держания за штурвальчик, так это в построении замкнутой, непрозрачной монополизированной самовоспроизводящейся лицемерной системы, не имеющей ничего общего с принципами латинского нотариата и декларируемыми задачами и целями. Как пел в своей неопубликованной песне Аркадий Северный “…так оно бы продолжалось бесконечно и всегда, если б только наш Акелла не попутал берега”. Театральность и явно личный характер процедуры отмщения не должны отвлечь зрителей от главного: если бы все эти годы, имея полный карт-бланш и неиссякаемые материальные ресурсы, Корсик и подручные тратили не на балы, завиральные псевдо-прогрессистские проекты и самовосхваление в СМИ, но занимались продуманной системной скучной работой по укреплению корпорации на началах справедливости и уважения, усилением её действительной роли в гражданском обороте и обществе, конструктивным взаимодействием с той же Госпожой “М”, и не только с ней, возможно до такого публичного позора дело бы и не дошло. Успех любого проекта – в саморефлексии, возможности самореформирования, регулярной сменяемости выбранных управленцев, участии всех членов сообщества в делах корпорации, открытой для всех точек зрения и мнений трибуне. Если “это” “так” не работает, то “реформа” приходит извне, в нашем случае в лице Госпожи “М” и летящего за ней сонма Эриний. Ни Корсика лично, ни несменяемых Президентов, ни семейных нотариальных гнёзд не жалко ни разу. Грустненько в этой истории только за то, что в конкретном случае объявленная тарифная реформа очень похожа на уничтожение “так называемого нотариата латинского типа” в РФ, как называл его незадачливый участник баттла. И поставили не на того, и вели себя неправильно и несменяемыми зря себя сделали, и голосовали за всю эту е-эрду единогласно напрасно. Вот только помощников жаль и личный состав уровня “райцентр и ниже”».
«Я сельский нотариус. Полгода работаю в убыток. Контора высасывает всё, что нажито. В штате стажёр и архивариус, который работает на полставки. Двое маленьких детей. Ни отпусков, ни больничных. Не думаю, что в далёкие советские времена в госконторах так пахали нотариусы».
«Закон пишут для граждан, лишь бы гражданам было доступно, просто, быстро, безо всяких усилий, скажем так. Не выходя из дома, нажать на кнопку и вуаля! Действие совершено! Или зачем мне ехать в деревню, когда сделку разрешено заключить у городского нотариуса! Супер! У сельских нотариусов с такой реформой отобрали ВСЁ! И даже доверенности с максимальным сроком в 3 года. Дистанционные удалённые сделки - это браво, удобно для предпринимателей в Москве, Владивостоке и прочих мегаполисах. Отличная идея! Бедным регионам, Господа, такие тарифы даже тремя зарплатами гражданам не осилить! Согласна, где-то хорошо! Но, увы, должности в районах года этак через два повымрут. Сократят должности 100% после того, как реформируют наследство онлайн и без границ, в один клик, на портале Госуслуг. И не дай Бог, развёрнут этот проект на платформе РУЗДИ».
«Мне моих сотрудниц тоже жаль, первое сокращение было в 2019г, когда себе на хлеб не хватало. Действующая реформа вместе с её архивным делом и цифровизацией уничтожит большинство сельских нотариусов, если не всех. Наша статистика в год едва ли превышает 1500 действий, и это печально. Работать нотариусу одному за всех: и за отпуск, и за больничный, и за архивариуса, и за секретаря, и за аренду и т.п. по новому законодательству НЕВОЗМОЖНО. Жира у нас никогда не было и не будет, остаётся работать в долг. Может, год ещё протянем, от случая к случаю. Помощи не видела и не получала, кроме целевых займов для организации рабочего места».
А наша редакция, тем временем, собирает слухи (которые распространяются в некоторых анонимных каналах про нотариат) о своей причастности к выступлению Валентины Ивановны…=)
Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!