Павел Владимирович Крашенинников, сопредседатель рабочей группы по внесению изменений в Конституцию, опроверг опасения, что вынесенные на голосование поправки лишат граждан возможности подавать жалобы в Европейский суд по правам человека.
"Нет, мы не отказываемся от приоритета международного права над нашими законами, - рассказал Павел Крашенинников. - Но сейчас мы говорим о том, что Конституция, как основной закон государства, выше. Если нормы международного права противоречат Конституции, то будет действовать Конституция. Если нормам международного права противоречат нормы наших федеральных законов, будут действовать нормы международного права. Россия остается участницей всех конвенций, к которым она присоединилась, и у граждан остается возможность обращения за судебной защитой в Европейский суд по правам человека".
Также он отметил, что существует особая процедура признания Российской Федерацией норм международного права. Таким образом, далеко не каждая норма, принятая какими-либо международными инстанциями, по умолчанию начинает действовать и в нашей стране.
"Что такое нормы международного права в России? Какие действуют? Нам надо понимать, что конвенции, договоры, любые уставы: есть процедура, когда Россия к ним присоединяется. Процедура эта называется ратификация, - поясняет Павел Крашенинников. - Мы принимаем в парламенте закон о ратификации той или иной конвенции, того или иного договора. И после принятия, после ратификации он становится составной частью нашего правового поля. И вот эти нормы становятся выше федеральных законов. Но не выше Конституции. На это я обращаю внимание".
"Есть история, которая называется трактовка, - отмечает Павел Крашенинников. - Например, мы ратифицируем устав какой-то организации, куда мы вошли. Все вроде хорошо, но возникают ситуации, когда различными инстанциями трактуются нормы этого устава. И по поводу этих трактовок возникает спор. Спор, который влияет на права граждан, юридических лиц и т.д. Мы должны иметь инструментарий, который бы этот спор разрешил. В поправках к Конституции такой инструментарий есть. Там говорится, что если возникает дискуссия, такой спор по поводу соотношения норм того или иного международного договора и нашей Конституции, то спор разрешает Конституционный Суд, который должен вынести решение: что здесь так, что здесь не так".
Российская федерация, как и прежде, признает юрисдикцию Европейского суда по правам человека и будет исполнять его решения. В случае возникновения спорных ситуаций появляется правовая процедура их разрешения.
"Кроме того, обращаю внимание на еще одну из поправок к Конституции - первую часть новой статьи 67.1. В ней говорится о том, что Российская Федерация является правопреемником Союза ССР, в том числе это касается членства в международных организациях, например, Организации Объединенных Наций, - говорит Павел Крашенинников. - Советский Союз заключил много международных договоров и конвенций. К примеру, есть знаменитая конвенция о правах ребенка. Мы к ней присоединились в 1989-м году. Я считаю, что это просто великолепный международный документ. Эта Конвенция многое перевернула в сознании в нашей стране по поводу защиты детей".
Источник