Супруги купили участок и построили на нем дом. После официального расставания мужчина продал его, не получив согласия бывшей супруги. Женщина потребовала признать сделку недействительной, так как не давала нотариально удостоверенного согласия. В соответствии с Семейным кодексом, оно необходимо для продажи недвижимости в браке. Но распространяется ли это норма на бывших супругов или после развода правовой режим их имущества меняется? В дело вмешался Верховный суд.
Супруги Ивановы в 2014 году приобрели земельный участок, на котором построили жилой дом. При покупке право собственности на землю было оформлено на мужа. В октябре 2018 года они развелись в судебном порядке, а уже в ноябре 2018-го Иванов продал дом с участком Сергею Алексееву.
Бывшая супруга Иванова посчитала, что ее права при совершении этой сделки были нарушены, так как своего согласия на нее она не давала. Женщина пошла в суд с иском к экс-супругу и покупателю. Ее главными требованиями были - признать заключенный между ними договор купли-продажи недействительным и прекратить право собственности Алексеева на дом и земельный участок. Иванова также обратилась к суду с просьбой признать за собой и за экс-супругом права собственности на равные доли в вышеуказанной недвижимости. Согласно экспертной оценке, стоимость дома и участка составила 1,7 млн руб.
Чердаклинский районный суд Ульяновской области требования заявительницы удовлетворил, но не в полном объеме. Суд признал недвижимость совместно нажитой и взыскал с бывшего супруга ровно половину ее стоимости – 890 000 руб. Первая инстанция отказалась признавать сделку недействительной, так как нет доказательств того, что покупатель знал или заведомо должен был знать о несогласии бывшей супруги.
Апелляционная инстанция с таким решением не согласилась. Ульяновский областной суд признал сделку купли-продажи недействительной и прекратил право собственности Алексеева на имущество. Как объяснил областной суд, на дом и земельный участок распространяется режим совместной собственности супругов. Согласно п. 3 ст. 35 СК, одному супругу, чтобы совершить сделку по распоряжению недвижимостью, нужно получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга. В противном случае супруг, не дававший согласия на сделку, может ее оспорить. Эта норма применима к ситуации Ивановой.
Покупателя решение апелляции не удовлетворило, поэтому он направился с жалобой в Верховный суд Российской Федерации.
В процессе рассмотерния дела, тройка судей под председательством Игоря Юрьева заключила, что семейное законодательство здесь неприменимо. П. 3 ст. 35 СК распространяется только на отношения, возникшие между супругами. Под действие этой нормы не подпадают другие участники гражданского оборота, включая бывших супругов, указал Верховный суд.
Для продажи дома и земельного участка Иванову нотариально удостоверенное согласие бывшей жены не требовалось. После расставания экс-супруги приобрели статус участников совместной собственности, которая регулируется ГК РФ. Согласно п. 3 ст. 253 ГК, каждый из участников совместной собственности вправе совершать сделки по распоряжению общим имуществом, если иное не установлено соглашением. Другой участник может оспорить такую сделку, но только доказав, что у совершившего ее лица не было на то полномочий и что его контрагент знал или должен был об этом знать.
Следовательно, в деле Ивановой судам следовало установить, были ли у ее бывшего мужа полномочия на продажу недвижимости, и проверить осведомленность Алексеева об этом, указал ВС и отправил дело на пересмотр в апелляцию (Определение № 80-КГ20-3 от 30 июня 2020 года).
Определение № 80-КГ20-3 от 30 июня 2020 года
Источник
Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!