С 2010 года в России появился институт медиации. Медиативные соглашения – это соглашения, которые достигаются взаимным компромиссом с помощью специального посредника-медиатора и не доводятся до судебного разбирательства. С 2019 года медиативные документы может удостоверять нотариус, вследствие чего эти документы получили характер обязательный к исполнению.
Однако там, где дело касается денежных средств, автоматически можно ждать появления мошенников. Не избежала этой участи и медиативная отрасль. Основным способом незаконного обогащения для аферистов является обналичивание денег через фиктивные медиативные соглашения. В соответствии с этой схемой компания-«должник» по медиативному соглашению обязуется выплатить средства кредиторам-физлицам, которые приходят с документом в банк, получают деньги, а затем обналичивают их. Как рассказали «Известия», всплеск таких махинаций зарегистрировал Росфинмониторинг. По подсчетам ведомства, количество таких мошенничеств за первое полугодие 2021 года выросло на 70 процентов по сравнению с аналогичным отрезком прошлого года. Общая сумма обналичивания денежных средств через медиативные соглашения за первое полугодие 2021 достигает 1,5 млрд руб.
«В кредитные организации к исполнению предъявляются нотариально удостоверенные медиативные соглашения, в соответствии с которыми юридические лица обязаны выплатить физическим (или юридическим) лицам долг по договору цессии. Кредитные организации переводят денежные средства по медиативным соглашениям в адрес юридических или физических лиц. В случае, если участником медиативного соглашения выступает физическое лицо, денежные средства в последующем обналичиваются», - сообщили в Росфинмониторинге.
Основную тяжесть борьбы с аферистами Росфинмониторинг возлагает на медиаторов. Ведомство рекомендует медиаторам выявлять у компаний-участников медиативных споров признаки незаконного поведения. Обычно для проведения подобных махинаций мошенниками создаются фирмы-однодневки. Поэтому медиаторам рекомендуется отслеживать сроки деятельности участников спора, а также пропорциональность общей стоимости бизнеса к суммам, заключаемым в медиативных соглашениях. Если компания существует неделю и имеет уставной капитал в 100 тыс. рублей, но ведёт медиативный спор на 10 млн руб. – это точно повод насторожиться для медиатора.
«По медиативному соглашению компания-должник обязуется выплатить долг кредиторам-физическим лицам на основании гражданско-правового договора. По факту получения денежных средств физлица обналичивают их. Зачастую в качестве основания для документа используются договоры подряда, имеющие признаки фиктивных. Должники при этом характеризуются признаками технических компаний», - рассказал директор по финансовому мониторингу Росбанка Александр Попов.
Отметим, что в России институт медиативных услуг находится ещё в стадии становления. Граждане используют его неохотно, многие вообще не подозревают о его существовании, сразу спеша довести дело до суда. При этом решение проблем через медиаторов больше характерно в России для гражданско-семейных ситуаций, нежели для разрешения бизнес-споров. Большой толчок росту медиативных услуг дала пандемия коронавируса. Споры между людьми и компаниями никуда не делись, а физически присутствовать в судах зачастую было невозможно из-за пандемийных ограничений. Институту медиации в России ещё предстоит долгое развитие, но проблемы мошенничества в этой сфере нужно начинать решать уже сейчас.
Фото:
https://nikitakyznetsov.ru/
Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!