Председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников внёс в Госдуму
законопроект о последствиях невозможности исполнения обязательств из-за введенных санкций.
«В текущих условиях (введение санкций) стало весьма затруднительным, если не невозможным, исполнение многих цепочек обязательств, в связи с чем многие отечественные компании вынуждены по объективным причинам приостановить исполнение ранее заключенных договоров», - говорится в пояснительной записке к проекту закона.
Предложенные изменения позволят защитить отечественный бизнес в случае невозможности исполнения взятых на себя обязательств, а также уменьшит количество спорных ситуаций. Для этого в Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" предполагается внести следующие поправки:
1) Обязательство прекращается полностью или в соответствующей части, если исполнение обязательства становится окончательно невозможным.
2) Обязательство "замораживается", а лицо не несет ответственность за его неисполнение или ненадлежащее исполнение, если докажет, что надлежащее исполнение объективно оказалось временно невозможным. При этом для целей применения способов обеспечения исполнения обязательств в этом случае должник не считается нарушившим обязательство, если иное не предусмотрено соглашением сторон, заключенным после введения в действие положений рассматриваемого законопроекта.
3) Сторона обязательства вправе отказаться от договора (от исполнения договора) в случае, если другая сторона объективно не может временно произвести свое исполнение. При этом сторона, управомоченная на отказ от договора (от исполнения договора), обязана предупредить другую сторону обязательства в разумный срок до совершения отказа. А способы обеспечения исполнения указанного договорного обязательства продолжат обеспечивать обязанности, которые сохраняются после отказа от договора (от исполнения договора) либо связаны с таким отказом (если иное не предусмотрено законом или договором).
Отдельно оговаривается, что вышеперечисленные положения не применяются к лицам, способствовавшим введению ограничительных мер в отношении граждан и юридических лиц Российской Федерации.
Также в законопроекте предлагается дополнить двумя положениями четвертую часть ГК РФ, в соответствии с которыми:
1) В условиях недружественных действий не допускается осуществление предусмотренного законом или договором права на одностороннее изменение или расторжение соглашений, связанных с осуществлением и защитой прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, за исключением случаев, когда другая сторона соглашения существенно нарушает свои обязательства.
2) На период недружественных действий удлиняется срок действия соглашений, в силу которых российские юридические или физические лица имеют право использовать результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. При этом указанные юридические или физические лица имеют право уведомить другую сторону соглашения об одностороннем отказе от продления такого обязательства.
Крашенинников указывает, что необходимость данных поправок обусловлена возможностью недобросовестных действий со стороны контрагентов российских юридических и физических лиц, отказывающихся в одностороннем порядке от ранее заключенных соглашений или отказывающих в пролонгации таких соглашений в силу недружественных действий.
Закон вступит в силу со дня его официального опубликования и будет касаться правоотношений, возникших с 24 февраля 2022 года, а также обязательств, срок исполнения по которым наступил после 23 февраля 2022 года, в том числе к обязательствам, возникшим из договоров, которые были заключены до 24 февраля 2022 года.
Фото: Алексей Кунилов
Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!