Генеральная прокуратура предложила принять закон, по которому было бы возможно изымать личное имущество предприятий в счёт выплаты долгов по зарплатам. Об этом пишут «Известия».
В Генпрокуратуре сообщили, что за 2021 год Государственными инспекциями труда (далее - ГИТ) было взыскано с работодателей 364,4 млн руб. в счёт погашения долгов по заработной плате. Эта сумма почти в 11 раз превышает аналогичные денежные средства, взысканные в 2020 году. Такая разница означает, что проблема с невыплатой зарплат в срок за последний год сильно обострилась. Генпрокуратура считает, что механизм оперативного взыскания зарплатных долгов нужно совершенствовать, добавляя новые стимулы работодателям не задерживать заработную плату своим работникам. Ещё в 2019 году ГИТы получили полномочия по взысканию задолженностей по зарплатам без решения суда, однако на практике эта опция не работает. Подавляющее большинство задолженностей продолжает взыскиваться после судебных приказов, которые можно было получить только после прокурорского ходатайства. А это потраченное время, в течение которого работник продолжает ждать заработанные им средства. Генппрокуратура отмечает, что к концу прошлого года ГИТы стали больше пользоваться своими усовершенствованными полномочиями, но всё равно это делается недостаточно активно, по мнению ведомства.
«Работа государственных инспекций труда в указанном направлении являлась недостаточно результативной. Этому, в том числе, препятствует и отсутствие возможности взыскать задолженность по заработной плате за счёт любого имущества должника», - подчеркнули в Генпрокуратуре.
Действующий закон подразумевает, что долги с предприятий можно взыскивать только с банковских счетов этих предприятий. Чтобы изъять имущество в счёт погашения долгов, предприятие должно быть признано банкротом. По новому предложению Генпрокуратуры имущество сможет пойти в счёт оплаты долгов по зарплатам без статуса банкрота у предприятия.
В Госдуме и Трудовой инспекции данное предложение поддержали. Однако у этой меры существуют и противники. Они справедливо указывают, что изъятие имущества предприятия приведет к его немедленному банкротству, вследствие чего рабочих мест лишится вообще весь коллектив предприятия.
«Представьте себе: в силу каких-то обстоятельств предприятие не имеет средств на выплату зарплат. А речь не обязательно идет о недобросовестных работодателях, обстоятельства могут быть разные: поставщик подвел, партнер и так далее. И вот, если изымут какие-то нужные для производственной деятельности инструменты, оборудование, предприятие просто закроется, а люди лишатся рабочих мест», - комментирует инициативу директор Центра социального развития Института государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС Любовь Храпылина.
Эксперты отмечают, что разные ситуации должны подразумевать разные меры, а не стричься под одну гребенку. Предложенные меры хороши для предприятий, находящихся, как минимум, в предбанкротном состоянии. В таких случаях максимально оперативное изъятие имущества не позволит свертывающим деятельность руководителям успеть продать производственные ценности на сторону и положить вырученные деньги себе в карман, заявив потом Инспекции, что у них ничего нет. Однако, как справедливо отметила Храпылина, многие предприятия добросовестно относятся к своим работникам, но при этом могут не выплачивать зарплату в течение короткого срока из-за оперативных трудностей. Такие предприятия не собираются закрываться, однако будут вынуждены сделать это, если попадут под новую инициативу.
«Предложенная схема далеко не однозначная. Нужно понимать, о каком имуществе идёт речь. Если это производственное имущество, то это приведет к тому, что производство, которое и так находится в состоянии банкротства, перестанет работать. Здесь, мне кажется, есть другие варианты, которые можно было бы использовать. Первый — установить приоритет выплат зарплаты по сравнению с уплатой налогов. Это предусмотрено 173-й Международной конвенцией организации труда. Причём она у нас ратифицирована, но не до конца исполняется, так как у налоговых служб больше рычагов воздействия на выплаты»,– предлагает свой метод решения проблемы секретарь Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Олег Соколов.
Пожалуй, самым главным в данном вопросе является мнение профильного депутата Госдумы. Член думского комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Светлана Бессараб прокомментировала инициативу и назвала ее своевременной.
«В чём сегодня проблема? В том, что когда встает вопрос о банкротстве организации и торгах тех объектов недвижимости, имущества, которыми владеет организация, для расчета с кредиторами, то, во-первых, заработная плата чаще всего откладывается на вторую очередь. Во-вторых, как правило, перед банкротством организации пытаются реализовать всё свое имущество, чтобы избавиться от задолженности перед кредиторами. В итоге часто ситуация с выплатой зарплаты затягивается», - подвела итоги Бессараб, отметив, что на данный момент можно ограничиться промежуточным решением и оперативно накладывать на имущество предприятий временный арест до выяснения обстоятельств невыплаты заработной платы своим сотрудникам.
Фото: РИА Новости / Антон Денисов
Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!