Завершился сложный для российского нотариата 2023 год. Введение Единого нотариального тарифа, пристальное внимание к корпорации со стороны Совета Федерации, анонсированная Минюстом реформа российского нотариата, — вот далеко не полный список важных событий, которые произошли в прошлом году. Редакция «Говорит Нотариат» пообщалась с представителями нотариального сообщества из разных регионов страны и попросила подвести их итоги уходящего года для нотариальной корпорации в формате «Вопрос-ответ». В течение нескольких дней мы будем публиковать по одному вопросу с ответами всех респондентов. В силу наличия в Кодексе профессиональной этики нотариусов пункта, запрещающего выступать в СМИ без согласования с палатой, участники опроса согласились принять участие в нём при условии анонимности.
Шестой вопрос звучал так: «Каков функционал современного нотариата? Есть ли будущее у профессии нотариуса с учётом постоянной критики государства и передачи ряда полномочий нотариусов многофункциональным центрам? Не кажется ли Вам, что нотариус сам всё больше превращается по функционалу в оператора МФЦ?»
Нотариус из Центрального федерального округа с опытом работы более 10 лет: «Функционал современного нотариата России достаточно обширен и не реализован в полной мере. В условиях закрытого ЕГРН мы стали отличной возможностью обеспечить стабильность гражданского оборота недвижимости для общества. Причём даже сейчас по вполне приемлемым расценкам. А в условиях повального оболванивания и неспособности большинства граждан к рациональному мышлению нотариат может стать тем самым залогом уверенности, компетентности и достоверности для обычных людей. Но этому прямо противодействуют структуры, имеющие противоположные цели и свой корыстный интерес. МФЦ по своей природе является лишь посредником между гражданами и государством и неспособно заменить нотариат. Желание сделать из специалиста МФЦ универсала, который знает и право соцобеспечения, и правила регистрации тракторов, комбайнов и грузовиков, способного отличить сервитут от права застройки и знающего доскональные условия огромного количества программ поддержки граждан и ещё больше программ поддержки бизнеса - изначально тупиковый вариант. Причём нотариат тоже попался в эту ловушку, забыв о своих прямых функциях и занимаясь несвойственными для себя вещами».
Нотариус из Сибирского федерального округа с опытом работы более 15 лет: «Честно говоря, я не вижу постоянной критики от государства к функционалу нотариата. Скорее наоборот. МФЦ — это передаточное звено. Специалисты, принимающие решения, в МФЦ не сидят. Не грозит это и нотариусу. Жизнь не стоит на месте, оборот меняется, технологии меняются. Одни нотариальные действия уходят, другие приходят. Львиную долю нотариальных действий у дореволюционного нотариуса составлял протест векселя. Когда я начинал свой путь в нотариате, пальму первенства держало свидетельствование верности копий. Наверное, в ближайшие годы уйдут доверенности и подлинность подписи. Но что-то составляет основу (наследственные дела, завещания), что-то появляется или реанимируется (исполнительные надписи, депозит, обеспечение доказательств и др.). Едва ли это связано с критикой от государства (конкурсами и тарифами)».
Нотариус из Южного федерального округа с опытом работы более 5 лет: «Всё-таки функции нотариата и МФЦ хотя в некоторых вещах и соприкасаются, но по большей части сильно различаются. Не думаю, что МФЦ «осилит» совершение аналога нотариальных действий, поэтому идея передать им полномочия нотариуса выглядит не очень удачной. Всё-таки разница между высококвалифицированным нотариусом и работником МФЦ (у которого возможно даже нет высшего образования) огромна. А по поводу «цифровизации» нотариата я бы не стал сильно переживать. Писали пером, печатали на печатных машинках, сейчас все нотариусы «операторы ЭВМ», а без использования компьютера совершение нотариального действия почти невозможно. А поскольку этому нельзя противостоять, то лучше всего пойти с такими тенденциями в одну ногу. Поэтому лично я за расширение функционала «электронных» нотариальных действий».
Нотариус Приволжского нотариального округа с опытом работы более 35 лет: «Будущее у нашей профессии конечно же есть. Но многое зависит от позиции государства. Захотят - упразднят и глазом не моргнут. Жаль, что мы сами даём им многочисленные поводы».
Нотариус Центрального федерального округа с опытом работы более 30 лет: «Функционал у нотариата большой. Вопрос в том, что нынешнему руководству нотариат нужен исключительно как трамплин к достижению личных целей, поэтому пока ничего не изменится наверху, мы вряд ли сможем что-то изменить к лучшему для нас, чтобы не быть девушками из МФЦ. Всегда считала, что нотариус – это служение. А сейчас - всё больше профессия напоминает производство, безумный конвейер. Молодёжь относится к профессии исключительно как к способу зарабатывания денег, любой ценой как говорится. Всегда была не очень согласна с кучей помощников. Цель-то была - непрерывная возможность получить помощь нотариуса (вспоминаю просто толпы людей в конторе), а сейчас: назначили на должность и уже полно помощников. Согласна с тем, что люди порой и нотариуса не видят. У меня помощник появился только в прошлом году. Работаю с 19** года, с 1993 в частном нотариате».
Нотариус Сибирского федерального округа с опытом работы более 10 лет: «Думаю, что по крайней мере в ближайшие десятилетия операторы МФЦ не смогут заменить нормального живого нотариуса».
Нотариус из Северо-Кавказского федерального округа с опытом работы более 10 лет: «Даже не хочется говорить. Одни междометия. Всё благодаря желанию кого-то кому-то понравиться. ВЫБОРЫ, ВЫБОРЫ!».
Сотрудник нотариальной конторы из Центрального федерального округа с опытом работы более 30 лет: «Обеспечение стабильности оборота там, где государство будет видеть существенные проблемы, которые превентивно решать дешевле. На обозримое будущее - наследство».
Нотариус Центрального федерального округа с опытом работы более 35 лет: «Мне не кажется, что нотариусы превращаются по функционалу в операторов МФЦ. Я вижу и знаю, как работают коллеги в нашей области, как работают нотариусы большинства палат ЦФО. Мы все, выполняя все необходимые согласно регламенту действия, не считаем их достаточными. Мы с людьми РАЗГОВАРИВАЕМ. Выясняем, объясняем, убеждаем».
Нотариус Центрального федерального округа с опытом работы более 5 лет: «К сожалению, в МФЦ сидят «почтальоны» без образования, понимания специфики работы и без желания её познавать. Специалисты в той или иной области нужны будут всегда и везде, квалифицированный юрист - нотариус, который сможет помочь в области права, обществу нужен всегда. Вспоминается, что государственный нотариат в советское время состоял из специалистов с высшим образованием по любой специальности, сейчас это только юристы. Конечно, количество не оправдывает качество, но «самородков» тоже хватает».
Нотариус Уральского федерального округа с опытом работы более 15 лет: «Функционал у нотариуса неплохой. Я бы прибавила опыт зарубежных коллег: доступ в базы Росреестра, чтобы самим производить запись о регистрации, и введение дополнительной защиты подписи документов - отпечатка пальца. Очень интересная тема. Да, нотариусов пытаются загрузить всякой мишурой, не давая поднять головы от глупого ведения информации по разным реестрам, поиску по разным базам информации. А ведь нотариусу на периферии некогда даже почитать что-то новенькое по профессии. Запросы-ответы, что-то через системы электронного взаимодействия, что-то ногами, что-то по почте, что-то на руки людям, и главное, ничего не забыть, всех помнить и разбираться во всех вопросах нотариата, даже если это действие никогда не случится в твоём городе по причине отсутствия моря. Ну вы понимаете, о чём я. Сотрудникам МФЦ легче, они не вникают в процесс. Приняли документы, отправили по месту назначения, а там уже само учреждение напишет, чего не хватает. А нотариус должен понимать и знать суть процесса и, главное, отвечать за него, нести ответственность! Вот как интересно-то получается».
Нотариус Приволжского федерального округа с опытом работы более 10 лет: «Может, критика и нужна, но превращать нотариуса в МФЦ не стоит. Представление документов в ФНС о создании юрлиц, внесение всяких сведений, - не этим должен заниматься нотариус. Сделки, доверенности, завещания, наследство – вот основное. В будущем, мне кажется, всё будет зависеть от развития искусственного интеллекта».
Нотариус Уральского федерального округа с опытом работы более 30 лет: «Я работаю в маленьком городе, у нас нотариусов уважают. Очень много постоянных клиентов, которые консультируются не только по нотариальным сделкам, поэтому на периферии, если уничтожат нотариат, народ попросту останется без профессиональной помощи».
Нотариус Северо-Западного федерального округа с опытом работы более 30 лет: «Нужно сделать все сделки нотариальными, «под ключ»; освободить нас от обработки архивов. Тогда мы будем заниматься своим делом, выполнять исторически сформировавшиеся и проверенные временем функции. Мы же не на библиотекарей и программистов учились. В нашей профессии нельзя отменять живое общение. И нотариальные действия ни в коем случае нельзя отдавать в МФЦ. Из-за этого обесценивается наш труд, знания и опыт, падает имидж нотариата».
Нотариус Уральского федерального округа с опытом работы более 20 лет: «Нотариат защищает и охраняет права и законные интересы граждан при совершении нотариальных действий. Уверена: это профессия нужная, всегда востребованная, уважаемая, как говорят в народе: «юридическая элита». К критике государства, возможно, имеет смысл прислушаться. У оператора, куратора, специалиста МФЦ совсем другие функции. Они только лишь принимают документы и передают их в компетентные органы, а после выдают эти документы заявителям. Они не принимают самостоятельно никаких решений. С 1993 года много всего происходило, один вид нотариальных услуг уходил, другой приходил. У нотариусов всегда будет работа. Граждане в течение жизни обрастают имуществом, женятся, разводятся, умирают. В конце концов, кроме нотариуса никто обязательную долю правильно не посчитает».
Нотариус из Камчатского края с опытом работы более 30 лет: «По шестому вопросу: у вас очень здравый и обнадёживающий взгляд на функционал нотариата. И я с ним полностью согласна. У меня мерило наших возможностей: мы выжили и справились с первыми ПНД, после того ужаса - всё не так плохо. Поскольку все крупные и интересные сделки проходят в ППФ, а наш удел — это доверенности, копии и наследство, не исключаю, что в будущем мы можем остаться только с наследством».
Нотариус г. Санкт-Петербурга с опытом работы более 5 лет: «Не хочется верить в то, что профессионалов, умеющих сочетать в своей работе глубокие знания права, индивидуальный подход, эмпатию и готовность помочь, заменят бездушными машинами или ограничат функционалом принятия и выдачи документов в окошках».
Продолжение следует...
Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!