https://www.high-endrolex.com/46
Руководитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Олег Скуфинский в большом интервью рассказал о приоритетах и результатах работы Росреестра, востребованности льготной ипотеки и дальневосточного гектара, а также пролил свет на то, как пандемия сказалась на деловой активности жителей Дальнего Востока.
«Задача Росреестра – предлагать сервис, ориентированный на клиента»
– До прихода в ведомство вы долгое время работали на Дальнем Востоке. Вам как-то помог этот опыт?
– Действительно, на Дальнем Востоке я работал 7 лет – это большой период, целый цикл. Наша команда сразу же получила опыт работы в критических условиях – в 2013 году было небывалое по своим масштабам наводнение. Приходилось формировать систему работы в условиях ограниченности ресурсов. От нас ждали решений, которые позволили бы обеспечить приток инвестиций на территорию региона. Поэтому были созданы министерство по развитию Дальнего Востока, агентство по привлечению инвестиций, агентство по развитию человеческого капитала. В совокупности вся эта «экосистема» и обеспечила те темпы роста, которые сегодня демонстрирует регион.
Наконец, были запущены такие простые и понятные для людей проекты, как «Дальневосточный гектар». Его аналогов нет нигде в мире: человек через интернет и без бюрократии может получить земельный участок там, где он хочет. Поступило более 150 000 заявок, около 70 000 человек получили землю. Главное, что все это делается очень быстро.
В целом, Дальний Восток научил нас работать в сложных условиях, оперативно принимать решения в интересах людей и добиваться результатов. Этот подход я планирую масштабировать: Росреестр должен стать «сервисным» ведомством, для которого главное – клиент, потребитель услуги, гражданин. Мы должны ликвидировать все бюрократические барьеры. При этом у нас большая организация: работает свыше 50 тысяч человек, каждый день совершается более 100 тысяч сделок, выдается 600 тысяч выписок. Росреестр сегодня – это 4 услуги в секунду.
– Какие выводы можно сделать за несколько месяцев социальной изоляции? Насколько потребитель готов к переходу в онлайн-формат работы? Как часто жители Дальнего Востока обращались за документами в электронной форме?
– Это непростой период. Он дал ответы на многие вопросы, вскрыл несовершенства и стимулировал оперативно перестроить работу. В марте закрылись практически все МФЦ, а ведь при подаче документов в бумажном виде граждане получают услуги Росреестра именно через них, поэтому преимущественно остался вариант подачи заявок через сайт службы. В результате инфраструктура нашего ведомства сработала на все 100%. Конечно, общее количество сделок сократилось со 122 тысяч до примерно 50 тысяч, но при этом доля электронных сделок через портал Росреестра выросла почти вдвое.
На Дальнем Востоке онлайн-сервисами еще в прошлом году пользовались почти в полтора раза чаще, чем в среднем по стране. Так и сейчас. В июне дальневосточники совершали на 30% больше сделок, чем за аналогичный период прошлого года. На первый взгляд, можно предположить, что люди просто продают квартиры, но по статистике на 60% выросло число ипотечных сделок. Речь здесь о программе «Дальневосточная ипотека» под 2%. Очевидно, люди планируют связать свою судьбу с Дальним Востоком.
«Дальневосточная ипотека» помогает людям приобретать жилье и создавать семьи»
– Вы отметили рост числа ипотечных сделок. Хотелось бы поговорить о программе «Дальневосточная ипотека». Какова статистика по ней на сегодняшний день?
– «Дальневосточная ипотека» помогает людям приобретать жилье, создавать семьи. Еще недавно ставки по ипотеке у нас были 10% и более, а сейчас - 2%.
Первое решение, которое я принял сразу после назначения – сократил срок регистрации по ипотеке до двух дней. Но не столько даже важны сроки, сколько внимание к каждой сделке. Была поставлена задача отдавать приоритет стороне заявителя и решать любую возникающую проблему. Как результат – с февраля мы не получили ни одной жалобы по этой программе. Всего же на сегодняшний день получено более 15 тысяч заявок на ипотеку, более 8 тысяч кредитов одобрено.
– Программа «Дальневосточный гектар» вызвала большой интерес у россиян. Планируется ли расширить ее на всю страну?
– Концепция дальневосточного гектара очень проста: все что не запрещено – разрешено. Если земля свободная, то можете на нее претендовать: выбрать и сформировать участок, оформить документы. Благодаря этому проекту на Дальнем Востоке мы наполнили реестр сведениями о границах, неучтенных участках. По сути, за несколько лет сформировали полноту реестра. Возникла мотивация встать на кадастровый учет, зарегистрировать права. Чем полнее и структурированнее информация в ЕГРН, которой мы обладаем, тем быстрее работает система и ниже транзакционные риски и издержки. В итоге была создана единая цифровая система, которую разработал и сопровождает Росреестр.
Сегодня мы работаем над использованием механизмов программы «Дальневосточный гектар» для создания единого информационного ресурса о земле и недвижимости. Цель проекта – дать возможность любому человеку, предпринимателю брать землю в пользование. Без барьеров, без чиновников: самому выбирать и формировать участок, получать в электронном виде необходимые документы в короткие сроки. Для «дальневосточного гектара» - это чуть более 30 дней, но мы нацелены на то, чтобы в итоге человек в течение двух недель получал участок. Это амбициозная задача, но опыт показал, что ее можно реализовать. Эксперимент по созданию сервиса мы проведем в 2020 - 2021 годах в трех регионах - Краснодарском крае, Пермском крае и Иркутской области. После проведения эксперимента на территории пилотных регионов, данный проект планируется распространить на территории всей страны.
– К вопросу о внедряемой сейчас системе Единого государственного реестра недвижимости. Когда стоит ожидать полного перехода на нее Дальнего Востока? В чем ее сущность и преимущества?
– Сегодня 59 регионов перешли на новую централизованную систему учета регистрационных действий. В июле на нее перейдут Амурская область и Приморский край. Остальные 9 регионов Дальнего Востока уже перешли. Сейчас в каждом регионе своя локальная система, но при переходе на централизованную – они присоединятся к общему реестру. Это позволит, например, сделки во Владивостоке регистрировать в Москве и наоборот. Сегодня срок получения выписки из ЕГРН составляет 3 дня, а при переходе на новую систему процесс будет занимать от 30 секунд до 3 минут. Это позволит людям экономить время.
«Для Росреестра цифровизация – это абсолютный приоритет»
– В эпоху цифровизации у людей большой запрос на технологичность. Над какими еще сервисами ведет работу Росреестр?
– Для Росреестра цифровизация – это абсолютный приоритет. Но не как самоцель, а в интересах клиента. Мы продолжаем работы по реинжинирингу процессов для сокращения сроков регистрации прав, кадастровому учету, чтобы минимизировать количество приостановок и отказов - это часто является неожиданностью для заявителя. Неприятно, когда сделка затормаживается, а тебе нужно разбираться с этим. Так вот мы все эти процессы будем перестраивать.
По поручению Председателя Правительства Михаила Мишустина мы за полтора месяца вместе с региональными властями собрали данные о земельных участках и территориях, которые можно вовлечь в оборот для целей жилищного строительства в рамках выполнения национального проекта. Сейчас работаем над привязкой сведений об этих территориях к публичной кадастровой карте и таким образом хотим реализовать сервис «Земля для стройки».
– Над чем работаете сейчас?
– Над рядом новых сервисов. Первый направлен на то, чтобы усовершенствовать взаимодействие Росреестра с кадастровыми инженерами в интересах граждан. К сожалению, сейчас велик процент ошибок при кадастровых работах. Мы нацелены на оптимизацию всех процессов и сокращение сроков постановки на кадастровый учет.
Второй сервис мы называем «Дом из дома». Планируем создать среду, в которую интегрируем агрегаторов недвижимости и кредитные организации, чтобы электронная ипотека была «бесшовной». Мы собираемся привести все к единому электронному стандарту взаимодействия – к виртуальной комнате сделок, где стороны будут оформлять ипотечные сделки онлайн, не выходя из дома.
Сегодня совершается около 37 млн транзакций в год, все они фиксируются в ЕГРН. Это «океан данных», на котором мы планируем строить умную аналитику для принятия решений: где купить землю, сколько будет стоить дом, квартира, какие налоги ждут, вырастет стоимость или снизится. Ведь люди тщательно обдумывают эти аспекты при покупке. Этим пользуются посредники, в итоге увеличивая издержки и риски людей. Поэтому в течение полутора лет мы хотим создать новые сервисы для взвешенного принятия решений.
«Наша главная задача – сделать получение земли быстрым и безбарьерным»
– Актуальны вопросы по поводу кадастровой оценки и взаимодействия с банками. Насколько эффективно работает система?
– За саму оценку отвечают регионы. Мы предоставляем данные для оценки, вносим информацию о стоимости в ЕГРН, контролируем работу саморегулируемых организаций. В Госдуме находится на рассмотрении проект, который упрощает процедуру оспаривания кадастровой оценки.
– Вопрос из Магаданской области. Будет ли возможность на Колыме брать землю на берегах моря и рек?
– Есть природоохранное законодательство и ряд ограничений, которые мы обязаны соблюдать. При этом многие природоохранные зоны устанавливались еще в советское время, иногда они превышали разумные экономические размеры. Мы считаем, что с учетом современных экотехнологий такие зоны могут быть пересмотрены. Нужно дать людям возможность вовлекать как можно больше земли в экономическую, экологическую, рекреационную деятельность. При этом важно соблюдение экологических норм.
«При успешном освоении гектара нужно давать возможность осваивать большие земли»
– Получатели гектара должны принять решение о способе освоения участка, определились не все, кто-то перегорел и отказался. Что будет с участками, на которые не будет заявлено прав?
– Этот участок снова попадет в оборот. Это нормальное решение, у многих меняются жизненные обстоятельства, меняются приоритеты. Владельцы гектара обладают ценным экономическим активом, который со временем будет только дорожать. При этом конечно необходимы меры поддержки.
– Вопрос об инвентаризации сельскохозяйственных земель. Эту работу проводит агентство по привлечению инвестиций, а как идет работа с постановкой земель на кадастровый учет?
– Постановка может проходить в рамках нескольких процессов. Есть комплексные кадастровые работы. Когда на кадастровый учет ставятся достаточно большие территории, есть возможность уточнить границы по целому ряду смежных участков. Мы нацелены на применение механизма комплексных кадастровых работ более масштабно. В Госдуме представлен соответствующий законопроект.
Также нужно «удешевлять» технологию постановки на учет, чтобы можно было охватить больше земли. Механизм комплексных работ дает экономию в 10-15 раз. Если человек тратит 10-15 тысяч рублей, чтобы поставить на учет участок в 10 соток, то за счет комплексных работ эти затраты падают в 10 раз до 1000 рублей.
Важно механизм расширять. По поручению Правительства Российской Федерации совместно с Министерством сельского хозяйства мы работаем над тем, чтобы сельхозземли интенсивнее были описаны, и чтобы снизить бюрократические барьеры. Парадокс: фермер не может построить дом на земле сельхозназначения. Нужно проходить массу бюрократических процедур. А сейчас есть проекты нормативных актов, которые позволят фермерам строить дома.
– Вопрос из Магадана. Можно ли позволить в регионах, где много свободной земли, выдавать не по 1 гектару, а на усмотрение властей?
– Этот вопрос неоднократно обсуждался. Мое личное мнение – да. В эту сторону можно и нужно двигаться. При успешном освоении гектара, нужно давать возможность получить больше земли.
– Еще один вопрос из Якутии. Как государство стимулирует бизнес и людей при получении земель и недвижимости? Упрощается ли механизм оформления документов?
– Есть более 30 законопроектов, которые у нас сейчас в работе. Они как раз направлены на упрощение всех процедур. Принятие этих актов, оптимизация процессов и цифровые решения создадут для клиента новые условия, новое качество предоставления услуг.
Росреестр также нацелен на разработку наших цифровых сервисов с привлечением молодежи. На Дальнем Востоке много талантливых молодых людей. На Дальневосточном экономическом форуме мы всегда предоставляли им площадку для презентации цифровых проектов. Мы приглашаем способных ребят из ДВФУ, СВФУ в Якутии и других опорных вузов к сотрудничеству. Планируем создать на базе Росреестра центр компетенций в сфере цифровых технологий, и хотим вовлечь в реализацию наших новых клиентских сервисов перспективные кадры.