За хранение криптовалюты на некастодиальных криптокошельках, то есть вне традиционных счетов на криптобиржах, предложили ввести уголовную ответственность. Письмо (есть в распоряжении «Известий») об этом в ЦБ написала Ассоциация банков России. При этом в АБР оговаривается, что ответственность нужно ввести не за сам факт хранения крипты вне традиционных счетов, а за отказ владельца предоставлять ключи уполномоченным органам. Росфинмониторинг и Минфин сообщили «Известиям», что предложение будет рассматриваться.
АБР разработало концепцию взыскания на некастодиальные криптовалюты. Речь идет о цифровых активах, хранящихся вне счетов на криптобиржах и криптокошельках. Крипта, хранящаяся на кастодиальных активах, контролируется операторами обмена (по аналогии с банковскими вкладами). В случае же хранения криптовалюты вне кастодиальных кошельков она вместе с ключами находится под личным контролем владельца, который несёт ответственность за их хранение.
Такие кошельки считаются наиболее безопасными, поскольку не подвержены регуляторным рискам, анонимны и их крайне сложно взломать. Выделяют два вида некастодиальных кошельков: «горячие» и «холодные». Первые — это браузерные с доступом через мобильные приложения, а вторые — аппаратные, с физическим доступом к кошельку, которые напоминают обычные флешки. При этом крипту, хранящуюся на некастодиальных кошельках, очень тяжело взыскать, например, с должников и преступников.
«Данная концепция разрабатывалась при консультативной помощи МВД. Она предусматривает введение уголовной ответственности за факт хранения криптовалюты на некастодиальных кошельках в случае, если она не была задекларирована. Такой подход представляется более логичным, но сейчас ассоциация склоняется к гражданско-правовому подходу, при котором уголовная ответственность должна наступать не за само владение такими кошельками, а за отказ в предоставлении ключей уполномоченным органам», - пояснил вице-президент Ассоциации банков России Анатолий Козлачков.
В документе предлагается предложить должнику с выявленными криптоактивами, хранящимися вне кастодиальных кошельков, право выбора. Или должник выдает ключи уполномоченным органом для взыскания задолженности, или подвергается наказанию за сокрытие имущества в форме цифровых активов. По замыслу авторов, появление такой ответственности способствует уменьшению оттока капитала через некастодиальные кошельки.
Уголовно-правовой подход к некастодиальным кошелькам позволит уравнять всех участников крипторынка как налогоплательщиков и сможет снять противоречия между ЦБ и Минфином относительно регулирования криптовалют. Напомним, что эта история дошла даже до Президента. В январе глава государства потребовал у ЦБ и Минфина выработать единый подход к крипте. Отметим, что в начале года очень настойчиво звучали голоса о полном запрете крипты в России, но после кардинальных экономических изменений в феврале-марте разговоров об этом уже не идёт. Напротив, планируется принять новый законодательный базис, регулирующий майнинг и оборот крипты в стране.
Альтернативой уголовному пути решения крипты на некастодиальных кошельках остается гражданско-правовой путь. Однако его реализация осложняется техническими сложностями с воздействием на их владельцев. Владельцев некастодиальных кошельков технически сложно выявить, и даже в случае выявления такие кошельки сложно вскрыть без согласия владельца. Угроза уголовной ответственности должна сделать владельцев таких кошельков в вопросах выдачи ключей более сговорчивыми. Впрочем, механизмы по деанонимизации владельцев некастодиальных кошельков существуют и активно используются, в том числе, и уполномоченными органами.
«Правоохранительные органы уже давно прибегают к услугам специальных компаний, которые могут отслеживать цепочки трансакций в блокчейне и таким образом устанавливать принадлежность криптоактивов конкретным лицам и связь с противоправными действиями. Цена одной такой услуги составляет порядка 10 тыс. долларов США. В связи с этим требуются отечественные государственные аналоги», - рассказал Козачков.
Предложенная идея была представлена на экспертном совете рабочей группы Госдумы по регулированию криптовалют и встретила критику со стороны депутатов. По мнению комиссии, предложенная идея только осложнит процесс легализации рынка крипты. Согласны с этим и некоторые эксперты.
«Ввести уголовную ответственность можно, но отслеживать наличие таких кошельков у граждан нереально, взломать их тоже затруднительно, а во многих случаях невозможно. Подобные инициативы уже неоднократно выдвигались правоохранительными органами, но никогда не находили поддержки, что, связано как раз с технической невозможностью их реализации», - прокомментировал замдекана факультета права ВШЭ Роман Янковский.
Некоторые аналитики, соглашаясь с необходимостью регулирования некастодиальных криптоактивов, подчёркивают, что уголовная ответственность – это слишком крутая мера. Гораздо лучше стимулировать владельцев таких кошельков налоговыми льготами, а, в случае недоговороспособности владельцев, ограничить ответственность административными взысканиями.
«Регулирование как некастодиальных, так и кастодиальных кошельков в России на данный момент отсутствует. Идея уголовной ответственности в корне неверна, но обходной путь возможен, а именно, угроза правовых последствий за отказ от раскрытия информации об активах и предоставления доступа к ним. Хранить криптовалюту на биржах россиянам сейчас небезопасно ввиду потенциальной угрозы заморозки активов из-за санкций», - подвёл итог руководитель направления «Правовое развитие» ЦСР Максим Башкатов.
Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!