В преддверии выборов президента Московской городской нотариальной палаты, намеченных на 16 ноября 2023 года, редакция «Говорит Нотариат» решила опубликовать частное мнение одного из московских нотариусов о состоянии российского нотариата под предводительством действующего президента ФНП и МГНП Корсика Константина Анатольевича. Это лишь мнение, которое публикуется без цели его кому-то навязать. Одно мы можем утверждать точно: в Москве найдётся немного нотариусов, которые бы оценили состояние столичного нотариата на отлично.
«Начнём с обиды нотариусов на спикера Совфеда Валентину Ивановну Матвиенко (с причинами можно ознакомиться
здесь и
здесь). Может ли крупный государственный деятель, третье лицо в государстве, сам что-то знать о внутрикорпоративных делах небольшой закрытой организации? Вряд ли. Мнение о ней должны формировать представители корпорации и, в первую очередь, её полномочные представители. Если со своей работой не справляются представители корпорации, то все нужные мнения о корпорации ненавязчиво сообщат властям авторы различных малопосещаемых телеграм-каналов. Кто является официальным лидером нотариата России, которого нотариусы наделили полномочиями по защите их интересов? И где он, этот президент МГНП, ФНП, заслуженный юрист Корсик Константин Анатольевич? В чём Матвиенко В.И. не права?
Вопрос о нотариальном тарифе должен быть решён на законодательном уровне, он не может решаться самими нотариусами, плодя недоброжелателей. Если бы этот вопрос будировался президентом ФНП перед Минюстом, Госдумой, Советом Федерации должным образом, то всё можно было бы решить гораздо лояльнее и, самое главное, без потери лица. Но нотариусам было удобно. Они думали, что штиль будет всегда. Увы, но вместе со всеми заснул и гордый вожак стаи... Вот и вышло как вышло! Кого винить?! Сами ведь выбирали, правда?
Нотариусы сконфуженно молчат, изображая целомудренное непонимание, и направляют свой праведный гнев на председателя Совета Федерации. Немного слышно смелых и правильных высказываний в публичном поле, указывающих на настоящего виновника торжества, доведшего своей работой, которую другим коллегам уже даже критиковать нельзя, нотариат до нынешнего состояния. И да, останавливаться он не собирается, как поётся в песне «Наш паровоз, вперёд лети!», Корсик Константин Анатольевич идёт на четвёртый срок своего президентства в МГНП.
Пока нотариусы честно и мужественно не скажут друг другу: кто виновник неудач в нотариате? Пока они дружно не скажут: «Хватит, достаточно пустых слов и обещаний!», до тех пор они и будут «пыль глотать».
Что сделал Корсик Константин Анатольевич за три срока президентства (12 лет) в Москве и девять лет в России (вкратце):
1. Ввёл и отточил как разящее оружие Кодекс профессиональной этики нотариусов, ставший серьёзным жупелом для нотариусов. Опасаясь возможных преследований (а любого нотариуса при желании можно «зацепить» посредством акцентированной проверки), нотариусы замолкли и голосуют как ему надо даже при тайном голосовании.
Здесь надо заметить: не совсем правда, что президент не имеет властных полномочий. На основании пресловутого Кодекса этики он имеет вполне законную возможность по своему усмотрению возбудить дисциплинарное производство и ходатайствовать перед судом о лишении полномочий нотариуса, то есть лишить нотариуса работы, которая кормит его семью и в которую он вложил часть своей жизни. Нотариус Акимов Глеб Борисович правильно постоянно поднимает вопрос о Кодексе. Но, простите, кто проголосовал за этот Кодекс и изменения к нему? Правильно, молчаливые нотариусы.
2. Имея в распоряжении огромные финансовые возможности, президент ФНП и МГНП гиперболизировал развитие интернет-технологий в нотариате, что привело к вытеснению из сферы нотариальных отношений собственно нотариуса-человека и искусственной подмене его работы интернет-ресурсом. В подтверждение этого факта в пример можно привести бесконечные материалы от пресс-службы ФНП, в которых рассказывается об успехах в количестве переданных запросов, совершённых в рамках каких-либо нотариальных действий. Вы действительно пытаетесь такими сообщениями поднять имидж нотариата в головах у граждан?
Излишняя интернетизация нанесла непоправимый вред нотариату: живой нотариус с его знаниями законов, с его жизненным опытом оказался не нужен. Его заменил компьютер и компьютерщик, имеющий минимум юридических знаний и владеющий всего лишь алгоритмом нажатия клавиш. Чем больший объём нотариальной работы поручается компьютеру, тем меньше остаётся места человеку. А ведь только человек обладает таким свойствами, как совесть, справедливость и милосердие. В таком случае и в юридической подготовке нет необходимости. Такая высокая степень интернетизации для нотариата, как самого консервативного института государства, убийственна. На самом деле профессионализм нотариусов за последние десяток лет реально упал, так как нотариус стал подставкой для компьютера. Именно по этой причине профессию «нотариус» отнесли к числу вымирающих (пруфы можете найти в Яндексе). И какова цель? Кричать, что нотариат в деле компьютеризации опередил Росреестр? У вас спор какой-то, господа?
3. Теперь про организацию обучения нотариусов и специалистов нотариальных контор. До Корсика Константина Анатольевича все повышали квалификацию в Российской академии адвокатуры и нотариата (РААН). Но в ней заведующим кафедрой нотариата и гражданско-правовых дисциплин работал и работает нотариус Ралько-старший - давний соперник Корсика. И вместо того, чтобы усовершенствовать процесс обучения в профильной Академии, Константин Анатольевич организует деканат в МГЮА им. Кутафина и сам себя назначает деканом. Бесспорно, для Корсика К.А. это престижно и почётно, а нотариату от этого что? Эффективнее ведь сосредоточить финансовый и людской потенциал в одном учебном заведении, аккредитовать толковых преподавателей, утвердить нужный нотариусам учебный план, обсудить тексты лекций и др. ...
На сегодняшний день систематически и целенаправленно обучением будущих сотрудников нотариальных контор не занимается никто. Их с нуля готовят сами нотариусы. Лет двадцать назад курсы по подготовке сотрудников нотариальных контор организовали по своей инициативе нотариусы Кузнецов В.Н. и Полтавская Н.А., выпустили около ста человек. Тогдашние выпускники и по сей день трудятся в нотариальных конторах. Что сейчас мешает организовать подобные курсы?
4. Управление Московской городской нотариальной палатой теоретически возложено на правление и президента. Однако, из двенадцати членов правления десять сидят по три, четыре, пять сроков. Они уже сжились с Корсиком К.А., он им - небольшие поблажки, они ему - безоговорочную лояльность. Всё у них хорошо. Дружная советская семья. Один нотариус Репин Н.В. иногда возразит что-то, но он же один и голос у него один. Да и он никогда открыто не скажет о своём несогласии. Тихо ждёт, когда его коллеги внесут на пост президента. А за что? За вечное молчание? Остальные голоса без запинки только за решение предводителя. Как же таких, на всё согласных членов, переизбрать? Да очень просто! Когда в 2018 году подошёл срок переизбрания членов правления, Константин Анатольевич созвал внеочередное собрание нотариусов, которое изменило Устав МГНП, чем и сняло вопрос о двух сроках членов правления. Докладывать собранию этот вопрос поручили нотариусу Радченко И.В., который тихим голосом объяснил собравшимся, что «надо Устав привести в соответствие с законом», после чего все дружно, не читая закона, проголосовали. Этим голосованием нотариусы построили железобетонный крепостной вал для защиты Корсика Константина Анатольевича. Теперь он может с лёгкостью проводить любые единоличные решения, скрываясь за коллегиальностью лояльных к нему членов правления МГНП. Возникает вопрос: «Нотариусы о чём думали, когда голосовали за пожизненную ренту членам правления?». Теперь осталось отменить два срока для президента, естественно, с целью приведения Устава в соответствии с законом.
5. Полномочия палаты (и МГНП, и ФНП) по защите интересов нотариусов, которая является главной целью профессионального объединения, палатой не реализуются никак. Кого палата защитила за все годы президентства Корсика К.А.? Во всяком обществе есть люди, которые совершают правонарушения. Есть такие и в нотариате. Они должны нести ответственность по закону. Так и должно быть. Нужно работать со СМИ (со всеми без исключений), реагировать на новости и сюжеты, в которых нотариусы представлены не в лучшем свете. Палатам необходимо вступаться в защиту своих членов, которые, между прочим, ежемесячно перечисляют взносы на их содержание. Опозорили одного, а тень падает на всех. Отсидеться, отмолчаться — вот какой путь выбирает для себя нотариат при действующем руководителе. А после этого нотариусы винят Валентину Ивановну Матвиенко во всех своих бедах. С ней, как и с другими ветвями и ответвлениями государственной власти, обязан работать именно руководитель нотариата. Именно такие полномочия ему были вручены нотариусами!
Почему Корсик Константин Анатольевич иначе не может?
А вспомните его предшественников: Репин, Скурлатов, Тихенко, - все высокопоставленные сотрудники Министерства юстиции; Клячин, Сазонова, - начальники Главных управлений юстиции регионов. Все - чиновники высокого ранга. Они ступенька за ступенькой поднимались по служебной лестнице, постепенно набираясь опыта организационной работы и бюрократической подковерной жизни. А Константин Анатольевич пришёл в нотариат из низшего звена следователей военной прокуратуры, с нулевым опытом руководящей работы. Он просто никогда до этого не работал руководителем. Ему негде было научиться. В дальнейшем публичная должность немного обтесала его, но он как был следователем, так им и остался. Как показала жизнь, его талантов хватило только на блестящее решение личных вопросов: он и доктор наук, и профессор, и декан, и заслуженный юрист, и член Общественной палаты, лауреат Фемиды и других общественных наград, член руководящих органов ещё нескольких общественных организаций. Кстати, ещё и действующий нотариус (успевает же всё).
Наиболее сильно от совмещения должностей в ФНП и МГНП страдает нотариат Москвы, ставший сиротой при живом отце, которому приятнее слетать в какую-нибудь командировку, включая заграничную, чем съездить, например, в Бибирево и навестить больного нотариуса. А как было бы это по-человечески правильно! Что простому московскому нотариусу от этих дорогущих слётов? Ничего! Региональный президент должен постоянно быть на хозяйстве, ежедневно рассматривать нудные, приземлённые проблемы нотариусов, окормлять их тёплым соучастием, наставлять умным словом и добрым делом. Разве так работает Корсик? Вкусив сладость власти и поражённый её ядом, он не в силах с нею расстаться. Поэтому ревностно следит, чтобы в нотариате не было инакомыслия. Чуть забрезжил на горизонте конкурент - скромный пассионарий, нотариус Акимов Г.Б., возжелавший сам стать к рулю, чтобы попробовать изменить нотариат к лучшему, против него покладистые придворные тут же нашли пунктик в Кодексе этики. И начали «жевать» в назидание другим: «Не плюйте против ветра! Корсик велик и вечен». Другие убоялись, пришипились, затаились. Собрания проходят тихо, чинно, богобоязненно и обязательно с перерывом на обед. Но «ничто не вечно под луной», уйдёт и Корсик... Однако проблема в том, что времени ждать уже нет. Девять лет быть президентом Федеральной нотариальной палаты, двенадцать лет руководить Московской, неоднократно получить крайне негативную оценку одного из высших государственных органов и не сделать выводов? Это кем надо быть?!
Перед прошлыми выборами Валентина Ивановна Матвиенко уже ставила ряд критических вопросов перед нотариатом. На том собрании отставной нотариус Кузнецов В.Н., поддержавший тогда Корсика К.А., говорил, что, мол, противостояние начинается, на переправе коней не меняют. Снова избрали Корсика К.А. И что им сделано за четыре года? Отношения с Матвиенко В.И. только усугубились. И не надо скептически относиться к председателю Совфеда, третьему человеку в государстве по Конституции. Уж наверняка Валентина Ивановна знает больше, чем мы все. Нотариусам надо самим принимать решение. Коней на переправе не меняют, это верно. Но бестолкового кучера, направившего коней в непролазное болото, сменить необходимо! Дальнейшая деятельность Корсика К.А. на президентских постах чревата необратимыми последствиями для нотариата. Выбор за вами, уважаемые нотариусы».
Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!